воскресенье, 10 февраля 2013 г.

кострома весенние ритмы

     Кострома и ее брат-муж Купала, бог неистового сладострастия, совокупления, а значит, и плодородия, также представляют собой своего рода субституты Фрейра и Фрейи. Из написанной, а точнее, записанной Снорри Стурлусоном «Саги об Инглингах», входящей в цикл королевских саг, известных под именем «Круг Земной», истолковываемых в эвгемеристическом ключе, отчетливо явствует, что мифологические фигуры Фрейра и Фрейи связаны с особой тайной их смерти и плодородием. Причем, исходя не из очередного фундаментального опуса какого-нибудь современного неоязычника, но исключительно из всё того же Снорри Стурлусона, скандинавского автора XIII в., а также из комментариев к его соинениям, например, совесткого академического переводчика И.М. Стеблина-Каменского, которого весьма трудно заподозрить в умышленном мифологизировании, мы обнаруживаем, что ваны (чье имя иными «энтузиастами» неоднократно истолковывалось как «славяне») жили «у рукава реки Дон» — «Танаквисль» (как мы знаем, древнее название Дона — «Танаис») или «Ванаквисль», откуда тот и получил свое прозвание. Устье Дона («рукав») и север Волги разделяют полторы тысячи километров. Казалось бы, непреодолимое препятствие кроется здесь. Но хорошо известны переселения времен I тысячелетия по Р.Х. и на более дальние расстояния, причем в относительно сжатые сроки. Об этом же пишет и Снорри. А чтобы не подозревать его в излишней тенденциозности, напомним, что и так называемая «Географическая поэма» в «Видевдате», начальной части Авесты, описывает переселения ариев из иранских о

     Впоследствии живая девушка была заменена куклой из веточек, а затем и этот ритуал претерпел многочисленные изменения под влиянием христианства. Поздние формы настоящего ритуала представляют собой, в частности, гадание на венках, спущенных на воду, также кропление водой обнаженных девочек, увитых зеленью. Субститутом божественных близнецов (конечно, в греческой традиции это были Кастор и Полидевк) выступают, благодаря подспудному эллинскому влиянию на христианство, Кузьма и Демьян (свв. Косьма и Дамиан). Праздник Кузьмы и Демьяна праздновался осенью, 1 ноября, но в древности божественным близнецам был посвящен первый летний месяц (созвездие Близнецы). Следы этого ритуала сохранялись до самого позднего времени не только в России, но и в Европе, и даже в Англии (отсюда чрезвычайно сильное воздействие на зрителей сцены с плывущей и одновременно тонущей — и при этом поющей! — Офелией из шекспировской трагедии «Гамлет», хотя ничего подобного в источнике, которым пользовался Шекспир, саге, приводимой Саксоном Грамматиком в «Деяниях датчан», не обнаруживается).

     Различные авторы, в зависимости от своей идеологической ориентации, по-разному описывают функцию Костромы и связанные с ней обряды. Одно не вызывает никакого сомнения: эти ритуалы имеют преимущественно календарную символику. Вероятно, в древности Костромой именовали девушку, избранную для жертвы летнего солнцестояния. Сценарий ритуала достоподлинно неизвестен. Возможно, девушку топили, а возможно, сжигали. Скорее, первое, на наш взгляд. Участники ритуала делились на две части, одни пытались отстоять Кострому, вероятно, ее ближайшие родственники, возможно, жених, другие — принести ее в жертву. Побеждали, конечно же, последние, после чего первые начинали ритуальный плач. Отголоски этих жутких нот, вероятно, слышатся в записях заплачек матерей по умершему сыну, сделанных этнографическими экспедициями в глухих уголках России в середине прошлого века. Эти записи доступны, хотя их довольно трудно достать. Ничего общего эти звуки ни с так называемой «народной», ни тем более современной популярной музыкой не имеют. Другая алеаторика, другие интервалы между нотами, никаких привычных «ля», «соль», «ре», лад сам по себе другой. Всё другое. Возможно, что-то подобное звучало в древнегреческом театре. Эти звуки по силе своего воздействия, должно быть, вряд ли затмили бы внешние эффекты современного так называемого искусства, если бы кому-нибудь пришла в голову сумасбродная идея сравнить их опытно — ушами впавшего в жалкое ничтожество современного человека, — но они суть подлинное, дышущее дыханием естества бытие.

     Солнце, пройдя годовой круг по Москве-реке, Оке и Волге, поднимается в самый зенит Междуречья Оки и Волги. Кострома и Плёс — высшие инсигнии летнего солнцестояния. С точки зрения сакрального языкознания, Плёс представляет собой паронимический аттрактант имени «Купала», означающего летнесолнцестоянческое славянское божество (*pls[с] — *c[s]pl). Кострома — сестра Купалы и жена единовременно. Более того, они близнецы. Соответствующий зодиакальный знак завершается летним солнцестоянием, исчерпывая, таким образом, потенции, заложенные в акте развертывания года и восхождения солнца к своему летнему экстремуму — к сáмой северной точке годового круга. В других местах (см. «Священную Артанию») мы уже указывали на особый календарный символизм этой точки, приводя его в связь с мифологическими сюжетами христианства («Ему расти, а мне малиться», — говорит о Христе Иоанн Креститель, то есть Купающий, чей день памяти как раз и приурочен к летнему солнцестоянию, поскольку с этого дня солнечный день и впрямь будет убывать, тогда как после Рождества Христова, почти в точности соответствующего зимнему солнцестоянию, он будет прирастать), римской (Cupido — бог совокупления) и скандинавской мифологии (череп великана Имира, а также Мимира, непосредственно связанного с водным символизмом) и даже тантризма (copala — череп предыдущего гуру, атрибут, всегда сопровождающий гуру актуального). Что касается самой Костромы, то этимология ее имени достоподлинно с точки зрения исторической лингвистики неясна. Вероятно, -ma — характерная финно-угорская гидронимическая флексия. Более всего правдоподобна версия, согласно которой Кострома родственна слову «костер». Кострома — это то, что бросают в костер, чтобы его разжечь, мелкие веточки, прутики, тростник, хворост. Из этих веточек делалась, к слову сказать, традиционно безлицая кукла Костромы.

      Датировка основания Костромы весьма проблематична. Татищев предлагает 1152 г. Впрочем, как почти всегда в подобных случаях, на месте старой Костромы обнаруживается и в прежние времена селение, может статься, что и с тем же названием. Как обычно, много вопросов и относительно этнического состава населения края. Речь как всегда о финно-уграх и славянах… Мы уже неоднократно пытались прояснить настоящую ситуацию по самым разным поводам, а потому полагаем еще раз останавливаться на этом вопросе излишним. Добавим лишь то, что Костроме, на наш собственный взгляд, не менее полутора тысяч лет.

Кострома… Святотрепетное слово для русского слуха. Преблагословенный знак Высшего Волеизъявления для всех сердец, бьющихся в едином такте с маятником русского бытия. Можно не любить «Николая Палкина», инородцев-голштинцев, крайне далеких от корневой русской традиции, нашей аутентичной культуры и глубинного измерения православной соборности. Иной из русских консерваторов хулит Николая II, в ослеплении дурном именует его не иначе, как Кровавым, другой же Петра I клянет и кличет Антихристом, а его отца, Алексия Тишайшего, клеймит главным учинителем Раскола. Но самое начало воцарения Рода Романовых и клятва 1613 г. полагаются незапятнанными никакой скверной. Безоговорочное отношение к тому и другому — чаще всего весьма пиететное, вынуждены умолкнуть даже циники, как если бы ненароком увидели первый поцелуй влюбленных или услышали смех новорожденного. Казалось бы, ничто не омрачает светлой фигуры Михаила Феодоровича, первого самодержца Московии из рода Романовых. Можно по-разному смотреть хотя бы и на деятельность его отца, будущего патриарха Филарета, то ли пытавшегося войти в сговор с прямыми врагами России, то ли и впрямь вошедшего. Но сам Царь Михаил — вплоть до сего дня — предстает фигурой девственно чистой и в чем-то даже архетипической. Это Царь по преимуществу. Царь par excellance. Михаил = Царь, а Царь = Михаил. Однако в случае с воцарением Романовых всё не так погоже, как могло бы показаться на первый взгляд… Но мы поведем свой рассказ о Костроме по порядку: от самых древних до христианских времен.

Опубликовано admin в Сб, 04/04/2009 - 23:25

Олег Фомин: Кострома. ПОЗОЛОЧЕННЫЙ АПТЕКАРЬ, или Отравленная кровь Пеликана

Олег Фомин: Кострома. ПОЗОЛОЧЕННЫЙ АПТЕКАРЬ, или Отравленная кровь Пеликана | АРТАНИЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий